Учебный план 23-24 - I вариант

У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Директор ГБОУ СО «Нижнетагильская
школа № 1»
__________________ Е.В. Филиппова
«____»_____________ 2023 г.
Приказ от «26» июня 2023г. № 56

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Нижнетагильская школа № 1» , реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
на 2023-2024 учебный год

Нижний Тагил
2023 год

Учебный план для обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработан
в соответствии с
нормативно правовыми документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 года № 1599
«Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28«Об утверждении
санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» .
5.Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от
22.12.2015 № 4/15)

Учебный план ГБОУ СО «Нижнетагильская школа № 1» фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13
лет, годовой и недельный учебные планы представлены 1 вариантом:
1 вариант - I- IV классы,
V-IХклассы.
Выбор варианта осуществлен с учетом:
особенностей
психофизического
развития
обучающихся,
сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые,
финансовые и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы, а также учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам обучения).
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях.
В обязательную часть учебного плана в младших классах (I―IV
классы, ) входят следующие предметы: «Русский язык», «Чтение», «Речевая
практика»,
«Математика»,
«Мир
природы
и
человека»,
«
Природоведение»,«Музыка», «Изобразительное искусство», ,«Адаптивная
физическая культура», «Ручной труд».
Каждая предметная область учебного плана реализуется системой
предметов, неразрывных по своему содержанию
и преемственно
продолжающихся от начальной до основной школы, что позволяет
практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию
обучающихся с умственной отсталостью средствами образования с учетом
его возрастной динамики.
Содержание образования создают необходимые условия для
индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и
поддержки социального развития каждого обучающегося.
Содержание обучения в первом классе имеет пропедевтическую
направленность, позволяющую:
1. Сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП;
2. Сформировать готовность к участию в систематических учебных
занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с
учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
3. Обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире,
опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка,
аппликация, ручной труд, игра.)
В первом классе учебные предметы («Русский язык» и «Чтение»),
входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика»,
направлены на подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков
чтения и письма. На уроках чтения у обучающихся развивается слуховое
восприятие на основе дифференциации неречевых и речевых звуков,
закладываются
основы
фонематического
анализа
и
синтеза,
совершенствуется произносительная сторона речи и т.д. В результате этой
работы у обучающихся развивается речевой слух, формируется умение
выделять некоторые звуки, определять их место, наличие или отсутствие на
фоне полного слова. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие
освоение обучающимися позиционным слоговым чтением, которое будет в
дальнейшем развиваться на уроках чтения. На уроках русского языка в
первом классе у обучающихся развивается и совершенствуется зрительное
восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика пальцев руки.
Для преодоления низкой речевой активности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в структуру учебного плана
введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию
коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является
основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как

чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого
предмета, больше, чем, то количество часов, которое отводится на другие
учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая
практика».
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика».
Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование
первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой.
Формирование элементарных представлений о русском языке как средстве
общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Содержание
программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика,
правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная
направленность является основной отличительной чертой каждого из двух
разделов. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается
решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как
важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми
грамматическими понятиями и формирование на этой основе
грамматических знаний и умений.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание,
легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и
зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях.
Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги, справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине,
героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: народные и авторские
сказки,
басни,
былины,
легенды,
рассказы,
рассказы-описания,
стихотворения.

Речевая практика в предметной области «Язык и речевая практика»
призвано решить следующие задачи:
-уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование элементарных навыков чтения;
-обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной
коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета
Предметная область «Математика».
Учебный предмет
«Математика» направлен на формирование элементарных математических
представлений, основанных на выделение свойств предметов, сравнении
предметов по отдельным свойствам (например, размеру и массе), сравнению
предметных совокупностей, установление положения предмета в
пространстве.
Основные задачи реализации содержания:
- Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями,
решением арифметических задач и др.).
- Овладение способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности).
- Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни.
Курс математики в старших классах является логическим продолжением
изучения этого предмета в I-IV классах. Распределение учебного материала,
так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что
позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического изучения математики к практико-теоретическому изучению,
но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в
формировании жизненных компетенций. В процессе обучения математике в
V-IX классах решаются следующие задачи:
― Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни;
― Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
― Воспитание положительных качеств и свойств личности.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: «Мир природы и человека», «Природоведение»,
«Биология»

В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека» у
обучающихся не только расширяются и систематизируются представления
об окружающей действительности, но и создается необходимая
содержательная основа для формирования навыков общения.
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
―формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
―демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
―формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
―воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
―воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое
мышление,
умение
анализировать,
обобщать,
классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет
переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к
систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и
одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия»,
«Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах
получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные
связи между данными предметами обеспечивают целостность
биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Цели предмета – сообщение обучающимся элементарных сведений о
живой и неживой природе, об организме человека и приобщение к здоровому
образу жизни на основе охраны здоровья.

Основные задачи изучения естествознания:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его
здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и
домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом,
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому,
половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа
жизни;
―

развивать

и

корригировать

познавательную

деятельность,

учить

анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
функции.
Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с
изучением учебного материала.

Предметная область «Человек и общество»
Учебный предмет «Основы социальной жизни»
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в
дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной)
компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Задачи:
овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями,
необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоциональноволевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: «Изобразительное искусство», «Музыка».
Уроки музыки и рисования, с одной стороны, обладают высоким
коррекционно-развивающим потенциалом, с другой ― оказывают
значительное
влияние
на
формирование
мотивационной
сферы
обучающихся, положительное отношение не только к отдельным видам
деятельности, но и ко всей учебной деятельности в целом.
Основные задачи реализации содержания:
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения практических
задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от
«некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет :Адаптивная физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
- Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна.
- Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных
видах спорта.
- Формирование и совершенствование основных двигательных качеств:
быстроты, силы, ловкости и др.
- Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
- Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся.
- Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
- Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Программа по
физической культуре для обучающихся V-IX классов является логическим
продолжением соответствующей учебной программы I—IV классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической

культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции
нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
―воспитание интереса к физической культуре и спорту;
• ―овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными
и психофизическими особенностями обучающихся;
―коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование
социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.)
в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Содержание программы отражено в следующих разделах:
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные
игры», «Спортивные игры».
Предметная область «Технологии».
Учебные предметы: «Ручной труд», «Профильный труд»
Основные задачи реализации содержания:
- Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями

и

навыками,

развитие

самостоятельности,

положительной

мотивации к трудовой деятельности. Среди различных видов деятельности
человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством
развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В
обществе

именно

труд

обусловливает

многостороннее

влияние

на

формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей,
созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во
всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

старшего

возраста

в

процессе

формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V - IX классах способствует
получению

обучающимися

первоначальной

профильной

трудовой

подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и
общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие
мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с

учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной
профессии.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя
из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их
родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда,
включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной
трудовой деятельности.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений направлена на реализацию социального заказа,
обеспечивает реализацию особых
(специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
учебные
занятия,
обеспечивающие
различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии.
Образовательное учреждение
самостоятельно в осуществлении
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету. В раздел, который формируется участниками образовательных
отношений, включены такие предметы как: «Занимательная грамматика»:
строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют
ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть
многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит
курс
“Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением
урока русского языка, его дополнением; «Занимательный труд», который
направлен на формирование у детей интереса к разнообразным видам труда;
ОБЖ - это подготовка обучающихся к безопасному поведению в
повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного характера, формирования у них здорового и
безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи.

В пятом классе добавлен один час по предмету «Адаптивная
физическая культура», для коррекции недостатков познавательной сферы и
психомоторного развития.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарногигиеническими требованиями эта часть отсутствует), со второго класса
часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей
каждого
обучающегося.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиями: логопедическими, психокоррекционными, ритмикой. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
На логопедических занятиях работа проводится в следующих
направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической,
лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, обогащение
словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие
коммуникативной функции речи, расширение представлений об окружающей
действительности, развитие познавательной сферы (мышления, памяти,
внимания).
В ходе психо-коррекционных занятий применяются разные формы
взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы: развитие познавательной
сферы
(формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной,
мнемической и мыслительной деятельности, развитие эмоциональноличностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния,
формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности , формирование навыков
самоконтроля; развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция
(развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, в классе,
повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и
развитие навыков социального поведения)
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается
средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют
развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию
навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение осуществляется, исходя из психофизических

особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное)
является
неотъемлемой
частью общеобразовательного процесса
образовательного учреждения. Обучающимся предоставляется возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательным учреждением в
рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным
планом (4 часа). В учебный план1-5 классов включены следующие курсы:
1.Спортивно-оздоровительная «Страна здоровья».
2. Проектная деятельность « История родного края».
3. Художественно-эстетическая «Творческая мастерская»
4. Коммуникативная деятельность «Разговор о важном»
В учебный план 6-9 классов включены следующие курсы:
1..Спортивно-оздоровительная «Страна здоровья».
2. Профориентационная деятельность «Россия –мои горизонты ».
3. Художественно-эстетическая «Творческая мастерская»
4. Коммуникативная деятельность «Разговор о важном»

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет до 35
минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе
используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре
по 4 урока по 35 минут каждый, январь – май по 4 урока по 40 минут
каждый).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5
дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего
образования составляет 34 недели, в
первом классе – 33 недели.

Продолжительность каникул в течении учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся первого
класса
устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным
актом «Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся».
Утвержденный приказом директора ГБОУ СО «Нижнетагильская школаинтернат № 1» от 27.02.2020г. № 57. Освоение образовательной программы
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация по линии администрации за 1 и 2-е
полугодие: контрольная работа по русскому языку (диктант с
грамматическим заданием) и по математике.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
контрольные работы, срезы, устные опросы, тестирования.

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I - IV КЛАССОВ
С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа № 1»
на 2023 -2024 учебный год.

Предметные

Учебные предметы

Класс

области

Всего

Количество часов

Обязательная часть
IА

II А

3

3

3

3

12

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир

2

1

1

1

5

Русский язык
1. Язык и речевая Чтение

IIIА,Б IVА,В

практика

человека

природы

и

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование

1

1

1

1

1

3

3

3

3

12

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

3

9

-

1

1

1

3

(изобразительное
искусство)
5.Физическая

Адаптивная физическая

культура

культура

6. Технология

Ручной труд

Итого
Часть,

формируемая

участниками

образовательных отношений
1.

.

Язык

и Занимательная

речевая практика грамматика
2.Технология

Занимательный труд

-

1

1

1

3

3.

ОБЖ

-

1

1

1

3

21

23

23

23

90

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

4

4

4

4

16

Страна здоровья

1

1

1

1

4

2.Проектная

История родного

1

1

1

1

4

деятельность

края

3.Художественно-

Творческая

1

1

1

1

4

эстетическая

мастерская

4.Коммуникативная

Общение

1

1

1

1

4

деятельность

другими людьми

Максимально

допустимая

годовая

нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая

область

(коррекционные занятия и ритмика):

развитие

психомоторики

и

сенсорных

процессов
Внеурочная деятельность
1.Спортивнооздоровительная

с

Всего к финансированию

31

33

33

33

130

.

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ V- VIII
КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ)

ГБОУ СО «Нижнетагильская школа № 1»
на 2023 -2024 учебный год.

Предметные

Учебные

Класс

области

предметы

Количество часов
VА,В

1. Язык и речевая Русский язык

4

Всего
VI

VII

А,В

А,Б

4

4

VIIIА,Б,Г

4

16

практика
Чтение

4

4

4

4

16

Математика

4

4

3

3

14

Информатика

-

-

1

1

2

Природоведение

2

2

-

-

4

Биология

-

-

2

2

4

и География

-

2

2

2

6

Основы

2

2

2

2

8

Мир истории

-

2

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

4

Музыка

1

-

-

-

1

Рисование

2

-

-

-

2

(Литературное
чтение)
2. Математика
3. Естествознание
4.

Человек

общество
социальной жизни

5. Искусство

(изобразительное
искусство)

6.

Физическая Адаптивная

2

2

2

2

8

6

6

7

7

26

27

28

29

29

113

участниками

2

2

1

1

6

Технология

Профильный труд

-

-

1

1

2

Физическая культура

ОБЖ

1

1

-

-

2

Адаптивная

1

1

культура

физическая
культура

7.Технология

Профильный труд

Итого
Часть,

формируемая

образовательных отношений:

2

физическая
культура
Максимально

допустимая

годовая

29

30

30

30

119

6

6

6

6

24

1.Логопедические занятия

3

3

3

3

12

2.Развитие психомоторики и сенсорных

2

2

2

2

8

нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая

область

(коррекционные занятия и ритмика):

процессов
3.Ритмика

1

1

4.Двигательное развитие

-

-

1

1

2

Внеурочная деятельность

4

4

4

4

16

Спортивно-

Страна здоровья

1

1

1

1

4

2.Проектная

История родного

1

деятельность

края

2

оздоровительная

3.Профориентационная «Россия – мои
деятельность

горизонты»

1
1

1

1

3

4.Художественно-

Творческая

эстетическая

мастерская

5.Коммуникативная

Общение

деятельность

другими людьми

Всего к финансированию

с

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

39

40

40

40

159

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Нижнетагильская школа № 1» , реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Учебный план разработан в соответствии с действующим
законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с
особыми нуждами, реализует основные принципы и положения концепции
ИКП РАО о поэтапном реформировании системы.
Учебный план составлен в соответствии с приказом Министерства
образования и науки РФ от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении
учебных планов
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (II
вариант»).
Учебный план определяет основные образовательные направления,
перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом
специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально
допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении.
Учебный план состоит из 3-х частей: федерального, регионального,
школьного.
В
федеральную
(инвариантную)
часть
включены
образовательные области и соответствующие им учебные предметы,
наиболее важные для развития и коррекции, познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью от младшего школьного возраста
до юношеского (8-9) кл.). В этой части особое внимание уделяется развитию
связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ
математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов.
Соотношение объема образовательных предметов федеральной части
плана к объему, представленному в региональном, составляет 55%.
В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику
уральского региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания
и др., большой объем часов (72 ч.) заложен на профильный труд, который по

направленности содержания разрабатывается на основе местных ресурсов,
перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения.
В школьном компоненте представлены коррекционные технологии,
обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у
обучающихся: адаптивная физическая культура, ритмика, логопедическая
коррекция и психологический практикум.
Специфика
интеллектуального
и
личностного
недоразвития
обучающихся требует направленной коррекции не только учебной
деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков
содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции
эмоциональных, нравственно - поведенческих и других свойств психики.
Включены: психологический практикум (9класс), а также
предусмотрены занятия по ОБЖ, которые являются актуальными в рамках
социальной адаптации умственно отсталых обучающихся. В процессе
занятий по ОБЖ прослеживаются межпредметные связи, что способствует
формированию у обучающихся целостного представления об окружающей
среде и правилах безопасного поведения в ней.
Начальная школа включает пропедевтико - диагностический период
основная школа (5 - 9 кл.) получает возможность дальнейшего
пролонгированного обучения с усилением социокультурной и трудовой
подготовки обучающихся.
Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих
закономерностей развития психики ребенка и новообразований,
возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному
развитию.
Специфические особенности, характерные для обучающихся с
умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план
новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия на
личностное развитие обучающихся: домоводство ( 9 кл.), этика ( 9 кл.).
Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой
предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно
продолжающихся от начальной до старшей школы, например:
география ( 9 кл.);
естествознание (9 кл.).
Такой же принцип действует между предметами из области:
технологии и искусство, язык и речь, математика, что позволяет практически
осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно
отсталого обучающегося средствами образования с учетом его возрастной
динамики.
В учебном плане заложена большая возможность для реализации
социокультурного
развития
обучающихся,
преодоления
дидактоцентристских подходов в обучении в пользу психологической,
социальной и культурной абилитации разных групп обучающихся с
умственной отсталостью.

Содержание образования создают необходимые условия для
индивидуализации образовательного процесса, прогнозирования и
поддержки социального развития каждого обучающегося.
Учебный план позволяет широко использовать программы,
разработанных с учетом региональной специфики, внедрение новых
организационных форм обучения в старших классах: деловые игры,
практикумы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки и др.
Вторая ступень образования - основная школа .
Названная ступень является продолжением начальной школы, но в
отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу
образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной
деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в
соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей
обучающихся специального (коррекционного) учреждения.
Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду
деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического
периода в 5 классе и на последующих годах преобразуется в доступный
обучающимся профильный труд. Трудовое обучение - важная составляющая
часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение
обучающихся разнообразным профилям труда необходимо рассматривать в
неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией
жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с
учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального
окружения обучающихся. Трудовая подготовка представлена в региональной
части учебного плана, что дает возможность учреждению изучать
перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся и в соответствии с
ними разрабатывать учебные программы, создавать необходимую
методическую и материально - производственную базу. По трудовому
обучению введены следующие профили: столярный, слесарный, штукатурномалярный, швейный, подготовка младшего обслуживающего персонала,
обслуживающий труд, цветоводство и растениеводство.
К региональной части на этой ступени отнесены образовательные
области искусства (музыка, пение, танец), физкультура, что дает
возможность учреждению максимально использовать традиции и культуру
(этнокультуру) региона.
Образовательная область "Физкультура" так же, как и в начальной
школе, направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся,
выполняет общеразвивающую функцию, включает (для основной группы
обучающихся) элементы спортивной подготовки и национальных видов
спорта.
Федеральный компонент включает язык и речь, математику,
обществознание, естествознание, технологии (домоводство).
Образовательная область "Язык и речь" представлена в 8 - 9 кл.
предметами русский язык и чтение.

Содержание обучения русскому языку в учреждении строится на новых
принципах коммуникативного подхода, который в отличие от
орфографического направлен на развитие контекстной устной и письменной
речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в
его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей
мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной
деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить
логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения
грамматических правил и категорий.
Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других
видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной
(научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть
характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность,
бедность оборотов речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре,
истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах
доступных литературных жанров.
Образовательная область "Математика" представлена элементарной
математикой и в ее структуре - геометрическими понятиями. Математика
имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения
жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства,
их деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика
вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она
значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими
элементов логического мышления. Математические знания реализуются и
при изучении других дисциплин учебного плана: домоводства, истории,
географии, естествознания, физкультуры и др.
Образовательная область "Обществознание" включает в себя: мир
истории, историю Отечества, этику, географию.
"Мир истории" - новый пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет
уточнить и обобщить имеющиеся у обучающихся представления о себе,
ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и
общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории.
Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым
обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их
временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся
знаний, формирование понятий об истории, ее источниках, средствах
изучения, путях эволюции человеческого общества в материальной и
духовной среде.
"История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории",
формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в
становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших
времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной
деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация,
обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс
истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он

представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как
государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру,
общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами
истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств,
широкому использованию примеров из истории региона, формированию
простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и
структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях,
культурных достижениях общества и др.
"География" - элементарный курс физической географии России и
зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать
доступные представления о физической, социально - экономической
географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ
жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое
место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему
воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому
воспитанию.
"Этика" - учебный предмет ( 9 кл.), направленный на формирование
нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего
подросткового возраста, развитие у умственно отсталых обучающихся
навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со
сверстниками, старшими, в трудовой и досуговой деятельности и др.
Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе
обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий - товарищество,
совесть, дружба, любовь, трудолюбие и др. - их проявлений или искажений в
человеческих отношениях учащиеся учатся дифференцировать приемлемые и
отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет
предполагает широкое использование новых форм организации учебного
процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки
и др.
Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами
и"Естествознание" с соответствующими разделами: "Растения", "Животные",
(8- 9 кл.).
Естественнонаучное образование обучающихся с умственной
отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и
анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является
преодоление инертности психических функций, расширение представлений о
многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие
предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению
единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся
практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями.
Естествознание тесно примыкает к домоводству и различным профилям
трудового обучения.
Образовательная область "Технологии" в части федерального
компонента учебного плана включает "Домоводство" ( 9 кл.). "Домоводство"

в большей мере соответствует задачам трудового обучения и социального
воспитания, оно позволяет поэтапно с 8 по 9 кл. формировать навыки по
ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически
применять интеллектуальные умения из других учебных предметов,
заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс
прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными
и мн. др.
Данный предмет особенно важен для обучающихся, лишенных
родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в
собственном доме, что переводит "Домоводство" не столько в учебную
область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции
развивающейся личности. Домоводство, как и другие предметы учебного
плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением,
географией, историей.
Школьный компонент.
В 9 классах в рамках школьного компонента предусмотрены
факультативные занятия по ОБЖ, добавлен дополнительный час адаптивной
физической культуры. Изучение предмета ОБЖ умственно отсталыми
учащимися является актуальным в рамках социальной адаптации указанной
категории школьников. В процессе занятий по ОБЖ прослеживаются
межпредметные связи, что способствует формированию у обучающихся
целостного представления об окружающей среде и правилах безопасного
поведения в ней.
Дополнительный час адаптивной физической культуры направлен на:
• формирование у учащихся представления о ценности здоровья и ЗОЖ,
потребности в укреплении своего здоровья, понимая его как единство
физического, технического и нравственного здоровья;
• формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных занятиях
оздоровительными физическими упражнениями в различных формах
физкультурной деятельности, отражающей личные интересы учащихся в
развитии культуры тела, культуры движений, физических возможностей и
физической подготовленности;
• формирование положительного отношения школьников к физической
культуре,
установки
на
здоровый
образ
жизни,
физическое
самосовершенствование,
потребности
в
регулярных
занятиях
оздоровительными физическими упражнениями.
• обучение школьников навыкам рационально-двигательной деятельности;
• овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья;
• повышение общей физической подготовленности.

Содержание обучения по всем предметам имеет практическую
направленность в сочетании с принципом коррекционной направленности
обучения,

который

является

ведущим.

Обучение

максимально

индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в
части организации образовательного процесса. Содержание обучения
определяется программами для 6-9 классов специальных школ для умственно
отсталых детей.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой и второй ступенях общего
образования составляет 34 недели, Продолжительность каникул в течении
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8
недель.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным
актом «Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся».
Утвержденный приказом директора от 27.02.2020г. № 57. Освоение
образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится один раз в четверть по всем
предметам учебного плана.
Промежуточная аттестация по итогам года проводится в апреле-мае
учебного года по всем учебным предметам.
В девятых классах проводится промежуточная аттестация по линии
администрации за 1 и 2-е полугодие: контрольная работа по русскому языку
(диктант с грамматическим заданием) и по математике.

Недельный учебный план на 2023-2024 учебный год
для умственно отсталых детей

№
п/п

Образовательные
области

Образовательные
компоненты( учебные
предметы)

Количество часов в неделю,
классы

9А,В
Федеральный компонент
1

Язык и речь

2
3

Математика

4
5

Обществознание

6

Русский язык

3

Чтение

4

Математика

4

История отечества

2

Этика

1

География

2

7

Естествознание

Естествознание

2

8

Технологии

Домоводство

2

Региональный (национальный ) компонент
9

Технологии

Профильный труд

12

10

Физкультура
(спортивная
подготовка)

Физкультура

2

Количество часов в неделю

34
Школьный компонент

Факультативы

Психологический
практикум

2

АФК

1

ОБЖ

1

Максимально допустимое количество часов

38

Трудовая практика( в днях)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».