Учебный план 23-24 - II вариан

У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Директор ГБОУ СО «Нижнетагильская
школа № 1»
__________________ Е.В. Филиппова
«____»_____________ 2023 г.
Приказ от «26» июня 2023г. № 56

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Нижнетагильская школа № 1» , реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
на 2023-2024 учебный год

Нижний Тагил
2023 год

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ
УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ),
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ II )

разработан в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2014 года № 1599
«Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28«Об утверждении
санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» .
5.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (Протокол от 22.12.2015 № 4/15)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ),
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ II)

ГБОУ СО «Нижнетагильская школа № 1»
на 2023-2024 учебный год

Учебный план АООП общего образования (вариант II) для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план)
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных
предметов по годам обучения.
Адаптированная основная образовательная программа общего
образования обучающихся с умственной отсталостью в варианте “II” может
включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная
индивидуальная
образовательная
программа,
разрабатываемая
общеобразовательной организацией на основе АООП, включает
индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные
области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым
образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные
планы, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II) . Формы
организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП для обучающихся с умственной
отсталостью определяет ОУ.
Учебный план ГБОУ СО «Нижнетагильская школа №1», реализующая
адаптированную основную общеобразовательную программу, включает две
части:
I – обязательная часть, включает: ― семь образовательных областей,
представленных десятью учебными предметами;
― коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителемлогопедом или учителем-дефектологом (включенные в максимально
допустимую нагрузку) обучающегося
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса,
включает: ― коррекционные занятия, проводимые различными
специалистами; ― внеурочные мероприятия.
С учетом образования обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) на

основе СИПР, индивидуальная недельная нагрузка может варьироваться, так
индивидуальные учебные планы отдельных обучающихся (например, с
ТМНР) по варианту II адаптированной основной общеобразовательной
программы могут не включать отдельные предметы основной части
примерного учебного плана, а для других обучающихся (например, с
умеренной умственной отсталостью) ИУП преимущественно состоит из
учебных предметов первой части примерного учебного плана и дополняется
отдельными коррекционными занятиями из второй части. Таким образом,
использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с
учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей
ребенка, избегая перегрузки обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация.
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными
и невербальными
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению
и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Математические представления
Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с
опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой.
Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать
задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь
мерками и измерительными приборами.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками.
Окружающий природный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь,
лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и
др.).
Представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их
виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за
ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и др.).
Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток,
дней недели, месяцев в году и др.
Человек
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета).
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье,родственных
отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи,
бытовой и досуговой деятельности семьи.
Домоводство.
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома :
приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви,
сервировка стола, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения
домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические
средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Окружающий социальный мир
Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных
ролях людей.
Развитие межличностных и групповых отношений.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представление о стране проживания Россия.
Музыка и движение.
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах,
эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных
выступлений.

Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование; использование различных изобразительных
технологий.
Адаптивная физкультура.
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей.
Совершенствование
выносливости.

физических

качеств:

ловкости, силы,

быстроты,

Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса, или для группы учащихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием
уроков. Урок длится, как правило, от 30 до 40 минут.
В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3
обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и
закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них
«среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта
к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Коррекционные занятия реализуются, как правило, в индивидуальной
или групповой форме. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей
направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией
самостоятельно, исходя из особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 30 до 40
минут.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений направлена на реализацию социального заказа, обеспечивает
реализацию особых
(специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные
занятия,
обеспечивающие
различные интересы
обучающихся;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии.
Образовательное учреждение
самостоятельно в осуществлении
образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому
предмету. В раздел, который формируется участниками образовательных
отношений, включены такие предметы как:«Математические представления»
«Человек», «Окружающий природный мир», «Профильный труд»,
«Коррекционно- развивающие занятия».

В часть, формируемую участниками образовательных отношений,
входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности
обучающегося
средствами
физического,
духовно-нравственного,
эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации.
В раздел «Внеурочная деятельность» формируемый
участниками образовательных отношений включены следующие курсы: «».
1.Спортивно-оздоровительная

«Карусель»

2.Реабилитационная деятельность

«Игротерапия»

3.Художественно-эстетическая

«Радуга»

4.Коммуникативная деятельность

«Разговор о важном»

Время,
отведённое
на
внеурочную
деятельность
(внеклассную
воспитательную работу), не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию
учебного плана.
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы. АООП УО (вариант II) обучающимися с умственной
отсталостью составляют 12 лет. Реализация АООП в части трудового
обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора
профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку обучающегося
для индивидуальной трудовой деятельности.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования
составляет 34 недели, в первом классе – 33 недели. Продолжительность
каникул в течении учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в
первом классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
С учетом учебного плана организация, реализующая адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся
вариант II, составляет индивидуальный учебный план для каждого

обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных
предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий с
указанием объема учебной нагрузки.
Различия в индивидуальных учебных планах объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных
учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как
правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с
менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной
нагрузки распределится на образовательные области. Некоторые дети,
испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут
находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании
занятий.

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ
И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ II)

ГБОУ СО «Нижнетагильская школа №1»
на 2023-2024 учебный год

Предметные
области

1.

Язык

речевая

Классы

Учебные предметы

I Б.В

II Б,В

3

3

2

2

2

Человек

и Речь и альтернативная

IIIВ.Г

2

Всег
о
IVБ

2

10

2

2

8

2

2

2

8

2

2

2

2

8

Домоводство

-

-

1

1

2

Окружающий

1

1

1

1

4

коммуникация

практика
2. Математика

Математические
представления

3.

Окружающий

Окружающий

природный мир

мир

социальный мир

Музыка и движение

2

2

2

2

8

Изобразительная

3

3

3

3

12

2

2

2

2

8

-

-

-

-

-

17

17

17

17

68

4

6

6

6

22

Человек

1

1

-

-

2

Домоводство

-

1

2

2

5

Окружающий

1

1

1

1

4

Коррекционно- развивающие занятия

1

2

2

2

7

Ручной труд

1

1

1

1

4

21

23

23

23

90

Внеурочная деятельность, в том числе

10

10

10

10

40

Коррекционные курсы:

6

6

6

6

24

1. Сенсорное развитие

2

2

2

2

8

2. Предметно-практические действия

1

1

1

1

4

3. Двигательное развитие

1

1

1

1

4

4. Альтернативная коммуникация

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность(по направлениям

4

4

4

4

16

1.Спортивно-

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

4. Искусство

деятельность
5.

Физическая Адаптивная физкультура

культура
6. Технология

Профильный труд

ИТОГО
Часть,

формируемая

участниками

образовательных отношений
3.
Окружающий
мир

социальный мир

Максимально

допустимая

недельная

нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

«Карусель»

оздоровительная
2.Реабилитационная «Игротерапия»

деятельность
3.Художественно-

«Радуга»

1

1

1

1

4

«Разговор о важном»

1

1

1

1

4

эстетическая
4.Коммуникативная
деятельность

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ
И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ II)

ГБОУ СО «Нижнетагильская школа №1»
на 2023-2024 учебный год

Предметные
области
1.

Язык

речевая

Всего

Классы

Учебные предметы
VБ

VI Б,Г

VIII В

3

3

3

9

2

2

2

6

2

2

2

6

Человек

2

1

1

4

Домоводство

3

5

5

13

Окружающий

2

2

3

7

Музыка и движение

3

2

2

7

Изобразительная

3

3

-

6

и Речь и альтернативная
коммуникация

практика
2. Математика

Математические
представления

3.

Окружающий

Окружающий

природный мир

мир

социальный мир
4. Искусство

деятельность

5.

Физическая Адаптивная физкультура

3

2

2

7

-

2

4

6

23

24

24

71

6

6

6

18

1

1

1

3

Человек

1

1

1

3

Окружающий

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

3

29

30

30

89

10

10

10

30

Коррекционные курсы:

6

6

6

18

1. Сенсорное развитие

2

2

2

6

2. Предметно-практические действия

1

1

1

3

3. Двигательное развитие

1

1

1

3

4. Альтернативная коммуникация

2

2

2

6

Внеурочная деятельность(по направлениям

4

4

4

12

1.Спортивно-

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

3

культура
6. Технология

Профильный труд

ИТОГО
Часть,

формируемая

участниками

образовательных отношений
Математика

Математические
представления

Окружающий
мир

природный мир
. Искусство

Изобразительная
деятельность

Технология

Профильный труд

Коррекционно- развивающие занятия
Максимально

допустимая

недельная

нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе

«Карусель»

оздоровительная
2.Реабилитационная «Игротерапия»
деятельность
3.Художественноэстетическая

« В мире красок»

4.Коммуникативная

«Разговор о важном»

1

1

1

3

39

40

40

119

деятельность
ИТОГО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ГБОУ СО «Нижнетагильская школа №1»
на 2023-2024 учебный год

Учебный план общего образования обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью является нормативной основой разработки
учебных планов, регламентирующих организацию образования детей с
умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в различных формах.
Учебный план разработан в соответствии с приказом Министерства общего
и профессионального образования № 03 – 0306/3345 от 29.05.2012 года.
Учебные планы финансируются не ниже общего количества часов,
определяемого данным учебным планом на каждый класс (с учетом
дополнительного финансирования при делении классов на подгруппы).
Сроки освоения образовательных программ в классах, группах,
группах продлённого дня определяются индивидуальными возможностями
конкретного ребёнка, но составляют не более 9 лет.
Учебный план составлен с учётом максимальной величины недельной
образовательной нагрузки при 5-дневной неделе в соответствии с СанПиН
2.4.3648-20 (от 28 сентября 2020г №28.), что не превышает требований к
максимальной величине недельной образовательной нагрузки.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по профилю
«Ремесло» и получают документ установленного образца об окончании
образовательного учреждения.

При отборе содержания образования в соответствии с учебным планом
педагогам рекомендуется ориентироваться на следующие программы:
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Спб., 2011 г.; Обучение детей с
выраженным недоразвитием интеллекта, под.ред. Бгажноковой И.М., М.,
2007 г.; Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития, под.ред. Бгажноковой И.М., М.,
2007 г.; Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью, сост. Новоселова Н.А., Шлыкова А.А., Екатеринбург, 2004 г.
Индивидуальные

и

групповые

коррекционные

занятия

(логопедические, развитие психомоторики и сенсорных процессов, АФК и
другие) проводятся как в первой, так и во второй половине дня; их
продолжительность 15-25 минут. Эти занятия проводятся учителем,
учителем-логопедом,

педагогом-психологом,

учителем-дефектологом

и

другими специалистами. Группы на коррекционные занятия комплектуются с
учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других
нарушений, а на занятия АФК – и в соответствии с медицинскими
рекомендациями.
Курсы по выбору используются по усмотрению учреждения. С 1
сентября 2022 года введен новый цикл внеурочных занятий « Разговор о
важном».По итогам каждого занятия формулируются вопросы и задания для
обсуждения с родителями.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и должно быть
максимально индивидуализированным как в части отбора содержания
образования, так и в части организации образовательного процесса.
Обучение грамоте, т.е. первоначальным навыкам и чтения и письма
также направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны
научиться читать и понимать несложные тексты морально-этического плана.
Они должны читать и понимать несложные инструкции, вывески, некоторые
деловые бумаги. Дети должны научиться ставить свою подпись, писать

полностью свою фамилию, инициалы или полные имя и отчество, делать
несложные записи.
Обучение математике направлено, главным образом, на овладение
учащимися счетными операциями: сложением и вычитанием в пределах
десяти или, для некоторых, в пределах ста, решением арифметических задач
в один или два вопроса на нахождение суммы и остатка.
Большое значение для обучающихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, особенно их эмоционально-волевой сферы, имеют
такие учебные предметы как рисование, музыка, пение, ритмика.
На уроках рисования, ритмики развиваются координация движений,
общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание уделяется
воспитанию чувств. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки,
учатся понимать красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на
них воздействует музыка (грустная, веселая), хоровое пение, игра на
простейших музыкальных инструментах.
Физкультура, как учебный предмет, прежде всего,

способствует

укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся
учатся спортивной ходьбе, бегу, прыжкам. Некоторые овладевают умением
работать на спортивных снарядах, плавать, кататься на коньках, т.е.
осваивают отдельные виды спорта.
Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у
детей элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры
поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового
труда. Некоторые ученики могут овладевать несложными видами труда,
которые в базисном плане определены как «Ремесло». Это может быть
обслуживающий труд (дворники, озеленители) и др.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся со
всеми учениками с целью более успешной их общеобразовательной и
трудовой подготовки.

Полученные общеобразовательные знания, трудовые навыки позволят
выпускникам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выполнять
несложные работы в домашнем хозяйстве, работать на предприятиях,
предназначенных для инвалидов.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой и второй ступенях общего
образования составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течении
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8
недель.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным
актом «Положение о промежуточной и текущей аттестации обучающихся».
Утвержденный приказом директора от 27.02.2020г. № 57. Освоение
образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией
обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится один раз в четверть по всем
предметам учебного плана.
Промежуточная аттестация по итогам года проводится в апреле-мае
учебного года по всем учебным предметам.
Учебный план общего образования обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год.
№
п/п

Образовательные
области

Предметы (компоненты)

Количество часов в
неделю, классы

обучения

9Б,Г
1

Родная речь

1.Развитие
коммуникация

речи

и

1

2.Чтение

3

3.Графика и письмо

3

2

Математические
представления,
основы арифметики

Математика

3

3

Естествознание

Человек и его здоровье

1

Основа
безопасности
жизнедеятельности

1

Музыка. Пение.

1

Музыкально-ритмические
занятия

1

4

Искусство

5

Физкультура

Физкультура

2

6

Изобразительная
деятельность

Рисование

2

Ремесло (ручной труд)

8

Социально-бытовая
ориентировка

2

7.

Всего часов
Образовательные
области
1
2

Коррекционные
технологии

Предметы (компоненты)

Курсы по выбору

9класс

обучения
АФК

1

Логопедия

2

Развитие психомоторики
сенсорных процессов

3

1

28

«Разговор о важном»

и

1

1

Всего часов

5

Итого

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».